Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пуссен никола

Энциклопедический словарь

Пуссе́н Никола́ (Poussin) (1594-1665), французский живописец. Основоположник классицизма в европейском искусстве. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е гг.; «Аркадские пастухи», 1630-е гг.). Писал также величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660-64).

* * *

ПУССЕН Никола - ПУССЕ́Н (Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е годы, «Аркадские пастухи», 1630-е годы); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660-1664).* * *

ПУССЕ́Н (Poussin) Никола (июнь 1594, Вийер, близ Лез-Андели, Нормандия - 19 ноября 1665, Рим), французский художник. Один из основоположников французского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).

Первый парижский период (1612-1623)

Сын крестьянина. Учился в школе в Лез Андели, не выказывая особого интереса к искусству. Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен, расписывавший в Андели церкви. В 1612 юный Пуссен приезжает в Париж, где поступает в мастерскую Ж. Лаллемана, а затем Ф. Элле Старшего. Увлекается изучением античности, по гравюрам знакомится с живописью Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ). Значительную роль в его судьбе играет встреча с итальянским поэтом Дж. Марино, (см. МАРИНО Джамбаттиста) интерес которого к античной и ренессансной культуре повлиял на молодого художника. Единственными сохранившимися произведениями Пуссена парижского периода являются исполненные пером и кистью рисунки (Виндзорская библиотека) к поэме Марино; под его влиянием родилась и мечта о поездке в Италию.

Первый римский период (1623-40)

В 1623 Пуссен приезжает сначала в Венецию, затем в Рим (1624), где и остается до конца жизни. Биограф художника А. Фелибьен отмечает, что «все его дни были днями учения». Сам же Пуссен замечает, что «ничем не пренебрегал» в своем стремлении «постичь разумную основу прекрасного». Его привлекает живопись Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело) и болонцев (см. БОЛОНСКАЯ ШКОЛА), скульптура античного и барочного Рима. Значительную роль в формировании Пуссена как художника-интеллектуала и эрудита играет знакомство с Кассиано дель Поццо - его будущим покровителем, знатоком античности, обладателем великолепного собрания рисунков и гравюр («бумажного музея»), благодаря которому Пуссен стал бывать в библиотеке Барберини, где познакомился с трудами философов, историков, античной и ренессансной литературой. Свидетельство тому рисунки Пуссена к трактату Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) о живописи (Эрмитаж).

Первой работой, исполненной в Риме, было полотно «Эхо и Нарцисс» (1625-26, Лувр) на мотив поэмы «Адонис» Марино. Эта поэтическая работа стала началом серии картин 1620-30-х годов на мифологические сюжеты, воспевающих любовь, вдохновение, гармонию природы. Большую роль в этих картинах играет пейзаж («Нимфа и сатир», 1625-1627, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Венера и сатиры», 1625-1627, Национальная галерея, Лондон; «Спящая Венера», 1625-1626, Лувр). Преломление античного наследия происходит у художника сквозь призму образов Тициана (см. ТИЦИАН), об увлечении живописью которого свидетельствует идиллическая умиротворенность образов, золотистые звучные краски.

Тему тициановских «поэзий» художник продолжает развивать и в сценах «Вакханалий» 1620-30-х годов (Лувр; Эрмитаж; Национальная галерея, Лондон), полотнах «Триумф Вакха» (1636, Лувр) и «Триумф Пана» (1636-1638, Национальная галерея, Лондон), ища форму воплощения, отвечающую в его представлении античному пониманию радости жизни как необузданной стихии природы, счастливой гармонии духа.

За несколько лет пребывания в Риме Пуссен обрел признание, о чем свидетельствует заказанный ему образ для собора св. Петра «Мученичество св. Эразма» (1628-1629, Ватиканская пинакотека, Рим). Художник изобрел нетрадиционный путь, идя не от работ мастеров барокко (см. БАРОККО), подчеркивающих религиозную экзальтацию, и не от полотен караваджистов (см. КАРАВАДЖИЗМ): в передаче стоического сопротивления святого он находил опору в натуре, а в живописной манере следовал передаче эффектов дневного света на открытом воздухе.

С конца 1620-х годов и в 1630-е годы Пуссена в большей степени привлекает историческая тематика. Он ждет в ней ответа на волнующие его нравственные проблемы («Спасение Пирра», 1633-1635, Лувр; «Похищение сабинянок», 1633, частное собрание; «Смерть Германика», 1627, Палаццо Барберини, Рим). Картина «Смерть Германика» на сюжет из римской истории Тацита (см. ТАЦИТ), заказанная кардиналом Барберини, считается программным произведением европейского классицизма. Сцена стоической смерти известного полководца, отравленного по приказу императора Тиберия, воплощает образец доблестного героизма. Спокойны и торжественны позы клянущихся в отмщении его воинов, группа которых образует продуманную, легко читающуюся композицию, Фигуры написаны пластически выразительно и уподоблены рельефу. Трагический акт смерти на величественном античном ложе воплощен в сцене, полной гражданского пафоса. Как и в классической трагедии с большим количеством персонажей, развернутое многоплановое повествование заставляет думать, что Пуссен использовал так называемый перспективный ящик (этот метод был известен и другим мастерам 16-17 вв.), в котором, расставляя восковые фигурки, находил ритмически четкое построение композиции. Это написанное в период увлечения тициановскими идиллиями полотно выразило эстетическое кредо Пуссена - «не только наши вкусы должны быть судьями, но и разум».

Осмысление нравственных уроков истории художник продолжил в серии «Семь таинств» (1639-1640, Лувр), заказанной Кассианом дель Поццо. Трактуя таинства (Крещение, Причащение, Исповедь, Покаяние, Миропомазание, Брак, Соборование) в виде евангельских сцен, он стремится придать каждой многофигурной композиции определенный эмоциональный настрой. Композициям полотен присуща рационалистическая продуманность, колорит суховат и строится на сочетаниях немногих цветов.

Второй парижский период (1640-1642)

В конце 1640 под нажимом официальных кругов Франции Пуссен, не желающий возвращаться в Париж, вынужден вернуться на родину. Указом короля он назначается руководителем всех художественных работ, что восстанавливает против него группу придворных живописцев во главе с С. Вуэ (см. ВУЭ Симон). Пуссену поручаются алтарные композиции, аллегории для кабинета Ришелье, убранство Большой галереи Лувра. За уподобление героев христианской истории античным вызвал нарекания написанный им для церкви иезуитов алтарный образ «Чудо св. Франциска Ксаверия» (1642, Лувр). Не завершив работ, окруженный враждебностью придворных, он решает возвратиться в Рим. Высокие художественные идеалы вступают в противоречие с интригами в придворной среде. В написанном по заказу Ришелье панно «Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора» (Художественный музей, Лилль) Пуссен в аллегорической форме выразил историю своего краткого пребывания при дворе. В нем звучит не только смысловой подтекст - композиция панно в форме тондо (см. ТОНДО) строится по строго классицистическому принципу, изменить которому в угоду рокайльным (см. РОКАЙЛЬ) вкусам он не счел нужным.

Снова в Италии (1643-1665)

Пуссен снова много времени посвящает рисованию с натуры. Мир, воплощенный в его живописи, рационалистичен и спокоен, в рисунке - полон движения и порыва. Эмоциональные, исполненные пером и кистью пейзажи, зарисовки архитектуры, композиционные наброски не подлежат строгому контролю рассудка. В рисунках - живые впечатления от наблюдения природы, наслаждение волшебством игры света, таящегося в листве деревьев, в глубине неба, в тающих в дымке далях.

С другой стороны, художник создает «теорию модусов», вдохновляясь античной эстетикой. Каждый из модусов означает для него определенную разумную основу, которой мог бы пользоваться художник, стремящийся к логической сдержанности, определенной «норме». Например, для сюжетов строгих и полных мудрости мог быть избран «дорический модус», для веселых и лирических тем - «ионический». Но в нормативной эстетике художника заключалась огромная жажда красоты, вера в идеалы нравственно прекрасного.

Программным произведением позднего творчества Пуссена явилась вторая серия «Семь таинств» (1646, Национальная галерея, Эдинбург). Классически строгое композиционное решение сочетается с внутренней эмоциональной психологической насыщенностью образов. Поиском гармонии чувства и логики отмечены и полотна «Моисей, иссекающий воду из скалы» (1648, Эрмитаж), «Великодушие Сципиона» (1643, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), в которых выражена мечта о героической личности, своей волей побеждающей бедствия и нравственно наставляющей людей.

В конце 1640-х годов Пуссен пишет серию пейзажей («Пейзаж с Полифемом», 1648, Эрмитаж; «Пейзаж с Диогеном», Лувр), выражая в них преклонение перед грандиозностью природного мира. Фигурки античных философов, святых, монахов едва заметны в полном космического величия ландшафте. Героический образ природы Пуссена на несколько столетий станет примером создания идеального пейзажа, в котором натура и идеализация сосуществуют в гармонии, полной величественного и торжественного звучания.

Высшим олицетворением этой гармонии стал цикл из четырех полотен «Времена года» (1660-1665, Лувр), завершенный в год смерти. Каждое полотно («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») выражает определенный настрой художника в его индивидуальном видении идеала и натуры, в них заключена жажда красоты и познания ее законов, размышление о жизни человека и общечеловеческом. Полотно «Зима» было последним в серии. В нем выражена идея смерти, не раз присутствовавшая в произведениях Пуссена, но здесь обретающая драматическое звучание. Жизнь для художника-классициста была торжеством разума, смерть -олицетворением его гибели, а результатом тому - охватившее людей безумие во время изображенного художником Всемирного потопа. Библейский эпизод соотнесен в своем вселенском звучании с небольшим циклом человеческого существования, нарушенным Стихией.

На автопортрете (1650, Лувр) художник изобразил себя мыслителем и творцом. Рядом с ним профиль Музы, словно олицетворяющей власть над ним античности. И в то же время это образ яркой личности, человека своего времени. В портрете воплощена программа классицизма с его приверженностью натуре и идеализации, стремлением к выражению высоких гражданских идеалов, которым служило искусство Пуссена.

Энциклопедия Кольера

ПУССЕН Никола (Poussin, Nicolas)

(1594-1665), французский живописец. Родился в 1594 в Лез-Андели в Нормандии. Первым учителем Пуссена стал Кантен Варен из Амьена, который в 1611-1612 жил в Лез-Андели. В 1612 Пуссен приехал в Париж, где Александр Кутуа, камердинер короля, предоставил молодому художнику возможность посещать королевскую коллекцию живописи; там он впервые увидел произведения Рафаэля и мастеров его школы. В Париже Пуссен познакомился с поэтом Джованни Баттиста Марино, для которого впоследствии выполнил прекрасную серию рисунков на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, хранящуюся сейчас в Виндзорском замке. Весной 1624 художник приехал в Рим и поселился там на всю оставшуюся жизнь. В 1640, когда слава Пуссена достигла, наконец, его родины, он получил приглашение Людовика XIII и был вынужден на некоторое время вернуться в Париж. В Париже Пуссен создал такие произведения, как Евхаристия, Чудо св. Франциска Ксаверия (обе в Лувре) и Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора (Лили, Музей изящных искусств). Последняя была написана по заказу кардинала Ришелье и предназначалась для украшения плафона. Известно, что жизнь при королевском дворе тяготила Пуссена, и в 1642 он вернулся в Рим. Главными источниками живописи Пуссена являются произведения классической античности и итальянского Ренессанса. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего Рима. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Однако классические мотивы, столь многочисленные в произведениях Пуссена, почти всегда изменены и переработаны им в соответствии с его собственными художественными задачами. Из произведений мастеров итальянского Возрождения наиболее сильное воздействие на художника оказала живопись Рафаэля и Тициана. В поздних работах Аполлон и Дафна (ок. 1664) и серии из четырех картин Времена года (1660-1664, все в Лувре) Пуссен обращается к лирическим мотивам; эти произведения богаче по композиции и тоньше по технике исполнения, нежели чисто романтические полотна раннего периода. Серия Времена года с библейскими сценами Рай (Весна), Руфь (Лето), Исход (Осень) и Потоп (Зима) принадлежит к числу лучших пейзажей Пуссена. Сюжеты для своих картин Пуссен черпал в основном из древнеримской истории и христианской традиции. Его главными источниками по античной мифологии и истории являются Метаморфозы Овидия, сборник О замечательных деяниях и изречениях Валерия Максима и книга Образы богов Картари. Глубокое понимание содержания духовной культуры классического Рима нашло отражение не столько в характере сюжетов картин Пуссена, сколько в той форме, посредством которой художник воплощал нравственные идеалы. В картине Танец под музыку Времени (1634-1636, Лондон, коллекция Уоллес) сам танец кажется одухотворенным, а группа танцующих - своеобразное олицетворение полноты жизни - помещена между аллегориями детства и старости. В живописи 17 в. Пуссен является величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма.

ЛИТЕРАТУРА

Вольская В.Н. Пуссен. М., 1946 Гликман А.С. Никола Пуссен. М., 1964 Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988

Полезные сервисы